Ар-деко, Ар-нуво, Модерн. Сравнение дилетанта. Стиль ар-нуво в современном интерьере — искусство гармонии Дизайн интерьера в стиле арт-нуво — фото

В планах преображение квартиры и смена привычного дизайна? Душа желает чего-то интересного, свежего, и оригинального? И вы не знаете, с чего начать? В таком случае, стоит продумать стиль, который предпочтителен.

Если по душе естественность и натуральность, а также плавность линий в оформлении, то стоит остановить свой выбор на арт-нуво.

Арт нуво стиль, как можно заметить на сегодняшний день, рождается заново.

Большинство простых людей считает, что современный модерн и арт-нуво – один стиль с разным названием, но это не так, потому как второй на фоне первого имеет ряд отличий.

Оформление интерьера

Символы стиля – это такие цветы, как лилия, цикламен, коколькольчик и водоросли. Плоскими изображены все орнаменты, как животные, так и растительные.

В оформлении своей квартиры, стоит ориентироваться на некоторые черты, присущие стилю. Так вот, концепция современного интерьера в данном стиле – это все особенности страны, и потому стиль проявляется преимущественно в акцентах.

Палитра цветов

Стоит выбирать такую гамму цветов, в которой преобладают все оттенки, характерные для стихии «вода»:

  • Зеленый является основным цветом, и используются все его оттенки – такие, как голубой, снежно-белый, серебро, золото, что имитируют блеск воды на солнышке.
  • Цвет дополнение – лиловый с серебром, коричневый, сероватый, нежно-розовый.


Линии и формы

Волны декора поверхностей, мягкие и главное плавные линии, слегка изогнутые – все это перетекает в элементы конструкций на стенах, потолке.

Свое отражение обилие орнаментов находит на фактурных обоях и также в используемых тканях.

Стены нередко декорируют панелями из дерева, гобеленами из ткани, росписью. В оформлении поверхностей обыгрывается так называемая природная тематика. Стиль арт нуво в интерьере подразумевает использование конструкций из металла, что выглядят как цветочные заросли.

Потолки должны быть необычной формы – нередко встречается сочетание натяжных потолков с гипсокартоновыми конструкциями с бордюрами из гипса, лепниной.

Материалы, окна

Направление тяготеет к тому, чтобы окна были оформлены весьма специфично – стекло обрабатывается особо, за счет чего достигается эффект так называемого мерцающего льда. Нередко используются зеркала круглой формы, витражи.

Стиль арт нуво в интерьере подразумевает использование тканей, выполненных из натурального материала, с весьма богатой расцветкой, металлические элементы, каменные и стеклянные. Каждый из материалов гармонирует с другим.

Аксессуары, мебель

Каждый из предметов меблировки выполняется из древесины, с изысканной резьбой ручной работы и ножками изогнутой формы – никаких углов в привычном понимании – ничего острого. Если угол есть, то он плавный. Тяготеет стиль к обтекаемым формам. Полки и шкафы – все должно быть украшено вставками из бронзы.

На многочисленных фото стиля арт нуво в интернете можно проследить, что стиль отлично сочетается с иными стилями.

Как пример, все поверхности могут быть оформлены в арт-нуво, но при этом в комнате размещена будет современная бытовая техника, электроника.

Стиль импонирует тем, кто любит природу и естественность, натуральность во всем. Также нередко выбирается стиль молодыми семьями, юными девушками, что еще не «связаны» семейными узами. В современной интерпретации данный стиль становится визитной картой квартиры, демонстрируя вкус хозяина и все его предпочтения.

Если вы решили оформить интерьер в стиле арт нуво, фото в интернете его вас натолкнут на путь истинный, позволив выбрать тот вариант оформления, что больше всего по душе.


Фото стиля Арт-Нуво в интерьере

Стили Ар-деко и Ар-нуво нередко путают между собой, смешивая их разнородные элементы или вовсе называя их одним и тем же. Чаще всего сейчас встречаются эклектичные интерьеры, вызывающие неоднозначные чувства - вроде все идет по канонам Ар-нуво, но, потом неожиданно где-то блеснет и элемент Ар-деко. Между тем, эти стили имеют весьма существенные различия и даже появились в разный период времени.

Стиль Ар-нуво возник в конце 19 века и являлся ответвлением модерна, можно сказать, что он так и не стал самостоятельным стилем, возможно поэтому по сей день его так любят с чем-то комбинировать.

Стиль Ар-деко сформировался после масштабной парижской выставки 1925 года, на которой были представлены различные предметы новейшего искусства. Позднее он стал символом праздника и свободы, и особенно полюбился молодым людям, которые пытались отвлечься от тягостных мыслей послевоенного времени.


Главным различием этих двух стилей является общая геометричность или плавность форм. Для стиля Ар-деко характерны резкие, изломанные линии и подчеркнутая симметричность, таким образом, стиль отображал общие настроения начала 20 века, когда люди по-прежнему находились в строгих рамках приличий, но в то же время активно пытались бунтовать внутри них. Ар-нуво, напротив, предполагает изгибистые, несколько "текучие" линии, поскольку данный стиль склонял к близости с природой. Характерным узором стиля Ар-нуво считается так называемый "удар бича", придуманный художником Германом Обристом. У Ар-деко подобным фирменным знаком можно назвать Sunburst - солнечные лучи, которые чаще всего проявляются в элементе декора.



Декоративные элементы являются той самой деталью, благодаря которой понимаешь всю суть того или иного стиля, а в данном случае они еще и ключевой элемент их разнородности. Текучесть форм стиля Ар-нуво простирается повсеместно, поэтому для него характерно изображение причудливых, немного сказочных сюжетов в виде картин на стенах, как, например, в работах Альфонса Мухи.


В Ар-деко все более реалистично и сдержанно, а также угловато - сюжеты не отличаются фантазийностью, кроме того, модели выглядят гораздо более современно и несколько мальчишески.

Все дело в том, что в начале прошлого века стали популярны занятия спортом, поэтому приветствовалась спортивная фигура, причем, как у мужчин, так и у женщин. Эта тенденция просматривалась во всех сферах жизни, поэтому интерьеры Ар-деко украшались статуэтками спортсменок атлетичного телосложения. Ар-нуво и здесь сохранял приверженность природному стилю.


Что касается цветовой палитры, то для Ар-деко характерна сдержанность и даже монохромность в цвете, но, в то же время, обилие блеска. Для этих целей применялись хромированные элементы мебели, зеркала, хрусталь. Интерьер в подобном стиле всегда предполагал атмосферу праздника, во время которого можно забыть обо всем.




Ар-нуво, с его мягкостью и таинственностью,подразумевает такие же мягкие, природные цвета - коричневый, зеленый, бежевый. Так же характерно обилие всевозможных переплетеных элементов и затейливой мебели. Часто в интерьере Ар-нуво присутствуют витражи, которые помогают созданию природно-загадочных полутонов. Атмосфера в интерьере подобного стиля всегда мягкая и умиротворяющая.





В целом, можно сказать, что стиль Ар-деко больше сочетается с нашей современной действительностью, за счет своей яркости и характерной динамики. Поэтому он прекрасно подойдет жителям мегаполиса, которые вечно куда-то спешат и даже минуты отдыха предпочитают проводить активно. Но если вам хочется создать свой маленький зачарованный лес в городе - отдайте предпочтение стилю Ар-нуво, в интерьере которого вы сможете расслабиться и помечтать.

Фото: vanilledecor.ru, liveinternet.ru, livejournal.com, storoom.com.ua, teeandcake.ru, mt-dizain.ru, domfront.ru, designo-int.com Интерьерные стили Ар-нуво и Ар-деко

Новый год - новые потенциальные заказы по дизайну интерьера, не удивляйтесь, что я буду много публиковать статей про стили дизайна и мебель. Пока декупаж в сторонку отложу, займусь глобальными проектами:-)

Арт-нуво, Ар-нуво (франц. L’Art Nouveau - новое искусство) - французское название искусства периода Модерна рубежа XIX-XX веков. Однако, правильнее относить этот термин не в целом к искусству модерна, включающему различные течения и стили, а лишь к одному из них - «флореальному», или декоративно-орнаментальному, течению и стилю, зародившемуся в Бельгии и Франции

Это излюбленный стиль Марины Путиловской -моего первого учителя

.


Общая характеристика стиля Арт-нуво
Лозунг - "назад к природе". Характерные черты - волнообразно изогнутая линия, сочетающая веяния Востока и стремление к конструктивности. Причудливо изогнутые линии декора зрительно сливаются с элементами строительной конструкции. В отделке большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам, что превращало металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов

.

Символ стиля - изощренная форма цветка цикламена, «водяные» растения ирисы, лилии, водоросли. Стилизованные растительные и животные формы с мягко изогнутыми, подвижными линиями, плоские и не дающие тени, благодаря чему далекие от натурализма или историзма - скорее всего схожие с позднеготическими формами и японской живописью.


Основные элементы стиля Арт-нуво:
. культ линии и органической силы растений и орнаментов символизирующих структур;
. акцент на национальном стиле страны, подчеркнутый растительный мотив (Франция Бельгия);
. линейный декор или строгая композиция, имеющая сложную символику;
. цвета: чёрный, зелёный, голубой;
. сочетание прямоугольных геометрических и растительных, изогнутых форм;
. мебель и декор в "растительном" стиле;
. конструкции, стилизованные под изогнутые формы растений;
. окна и двери, украшенные растительными арками и орнаментом.




История стиля Арт-нуво
Возник во второй половине XIX века в Европе как объединяющий различные направления передового искусства, универсальный, предлагаемый для всеобщего внедрения стиль

.

Примерно в 1890 г. в Англии зарождается движение, пропагандирующее новую эстетику искусства, которое вскоре охватит всю Европу - стиль арт-нуво. Его первые шаги были направлены на орнамент

.

В 1856 г. французский живописец, гравер и керамист Ф. Бракмон впервые увидел японские цветные гравюры на дереве К. Хокусая в магазине Делатра в Париже. В них заворачивали пачки китайского чая. Но уже очень скоро эти необычные ксилографии привлекли внимание многих французских художников

.

Живописцы-постимпрессионисты нашли в них то, что давно искали: эмансипацию цветового пятна, декоративность организации плоскости, выразительность силуэта и прихотливо извивающихся контуров. Характерно и то, что Париж оказался готов к принятию этих пластических качеств, потому что задолго до этого они формировались всей эволюцией европейского изобразительного искусства. В самом начале XIX в. английский поэт-символист и художник У. Блейк один из первых «нашел» изогнутую линию в своих причудливых, фантастических акварелях и гравюрах

.

На основе изогнутых линий разрабатывается концепция непрерывного «перетекающего» пространства, объединяющего утилитарную функцию архитектурных сооружений, мебели, бытовых предметов с их конструкцией, внешним декором и технологией обработки материала. Эта новаторская концепция обусловила целостность и органичность «нового стиля»

.

Вторым после Парижа центром французского арт-нуво стала школа Нанси во главе с Э. Галле, Л. Мажореллем и братьями Даум. Стиль арт-нуво интересен тем, что вполне рациональная идея гармонии функции, конструкции и внешней формы сочетается в нем с фантастичностью, причудливостью, даже мистичностью, и потому его можно считать одним из проявлений романтизма в искусстве рубежа XIX-XX вв. Но в искусстве этого периода, позднее получившем более общее название модерна, рядом с арт-нуво существовали и другие течения: национально-романтическое, геометрическое, неоклассическое

Фирменным знаком линии арт-нуво стала знаменитая вышивка Германа Обриста "Удар бича" на портьере 1895 г. Первоначально работа называлась "Альпийские фиалки", но когда какой-то критик сравнил бешеные движения стебля растения с "яростными изгибами обрушивающегося бича", родился термин "удар бича", который вскоре стал фирменным росчерком стиля арт-нуво

.

Яркими примерам дизайна в стиле арт-нуво являются интерьерные работы бельгийцев Виктора Орта и Генри Ван де Вельде, интерьеры и мебель фантастических домов испанца Антонио Гауди, оформление интерьеров в особняках архитектора Ф.О.Шехтеля; решетки парижского метро и мебель Гектора Гимара, интерьеры, решетки и мебель в Мюнхене Августа Энделя, Берхарда Панкока; витражи работы Луис Комфорта Тиффани; изделия из стекла и мебель Эжена Галле, мебель французких дизайнеров-мебельщиков Луи Мажореля, Виктора Пруве, Эжена Валлена, Жака Грубера и др.

.

Особенности стиля Арт-нуво
Определение арт-нуво (называвшееся также "стилем Орта", стилем Гимара, стилем метро, стилем модерн, стилем Либерти, английским стилем) несмотря на весь свой космополитизм имел и некоторые характерные черты: культ линии и органической силы растений и орнаментов, символизирующих структуры, акцент на национальном стиле страны, подчеркнутый растительный мотив (Франция Бельгия), линейный декор или строгая композиция, имеющая сложную символику.




Стилистической особенностью арт-нуво стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Стилевая оригинальность базировалась на орнаментальной волнистости линий природных форм растительного и животного мира. Линии часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений.






Дизайн интерьера в стиле арт-нуво скорее всего очень понравится любителям природы. Арт-нуво приветствует интерьер, где все элементы кажутся как бы природными, естественными, а не сделанными и придуманными человеком. Об этом говорит отказ от прямых линий и углов.




В помещении, которое сделано в стиле арт-нуво, вы не увидите даже прямых углов комнат. Они затушеваны и округлены. Тоже можно сказать и о мебели. Арт-нуво запрещает использовать мебель с грубыми острыми краями, мебель должна быть обтекаемых, полукруглых форм.




Визиткой стиля можно считать «водяные» растения ирисы, лилии, водоросли. Картина с такими цветами уже будет создавать определенную атмосферу. Волнистую линию («удар бича») можно использовать в оформлении окон: шторы сделать не ровными по краям, а волнистыми, причем срезать их на угол. Кроме того, можно использовать специфическую «треугольную розу». Этот рисунок очень характерен для стиля арт-нуво. Цветок можно вышить, например, на подушках. Такую авторскую работу непременно оценят ваши гости.

В большой моде были образы женщин с неимоверно длинными, струящимися волосами. Прекрасно поддавались стилизации яркие и грациозные насекомые и птицы - стрекозы и бабочки, павлины и ласточки. Природная декоративность арт-нуво способствовала его применению в разных жанрах. В период наивысшей популярностью он использовался для украшения практически каждого мыслимого предмета потребления ручной работы и массового тиража, также фасадов зданий и оформления интерьеров многих магазинов, ресторанов и частных особняков.

Особое внимание в стиле ар-нуво уделяется цветовому решению. Тема воды диктует нам и оттенки, которые мы выбираем. Они должны гармонировать с золотом и серебром (вода блестит на солнце). Для золота хорошо подойдут «цвета болота»: это коричневый (почти черный), темно-зеленый, светло-зеленый (оба теплые). Это сочетание может дополнять синева хвоста павлина (цвет «электрик»). Для серебра применяем цвета, которые находим в стихах поэтов серебренного века России. Особенно - творчество Александра Блока. Это цвета тумана: серебристо-лиловый, розоватый, голубой, сероватый и черный.

Для того, чтобы проникнуться настроением арт-нуво, понадобится также творчество чешского художника Альфонса Мухи. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX-XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров.

Его приметой стала идеализированная, стилизованная фигура прекрасной девически грациозной женщины, свободно, но нерасторжимо вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок. Поскольку этот мотив был одним из наиболее широко распространенных в живописи конца столетия, «стиль Мухи» какое-то время считали синонимом движения «Арт-нуво» в целом.

Интерьер в стиле арт-нуво - это гармоничное сочетание самых различные материалов и способов декорирования - это и металл и камень, дерево и стекло, обои и роспись, витраж и зеркала.



Оформляя комнаты в стиле арт-нуво, руководствуйтесь, прежде всего, декоративностью. Все детали интерьера должны представлять собой некое природное творение, к которому не прикасалась рука человека. Прямые линии здесь неуместны, предпочтения отдайте волнистым полукруглым линиям. Обои в таком интерьере могут использоваться различной текстуры. Молдинги могут быть белым цветом. Мягкие цветочные мотивы придадут гостиной, спальне некий уют и комфорт. Светильники, как настольные, так и настенные, лучше использовать из матового стекла. К месту будут украшения из цветов. Локальный свет лучше использовать немного приглушенным. Текстиль должен захватывать область всей стены, на которой расположено окно. Шторы должны быть до пола, оформленные богатой драпировкой.


Арт Нуво - стиль как декоративное и орнаментальное направление модерна. Это самый красивый и популярный стиль. Однако при воплощении в интерьере он требует глубины понимания как дизайнера, так и заказчика. Это, можно сказать, самый современный стиль (его сегодняшние вариации представлены через хай-тек)

.

Стиль арт-нуво, как правило, предпочитают незамужние молодые девушки и семейные пары. Его мягкость линий и необыкновенная плавность очертаний, подчеркивают некую женственность, элегантность и нежность своих обладателей.

Арт-деко

Арт-деко (также ар-деко) - стилистическое течение в искусстве, архитектуре и дизайне стран Западной Европы и Америки второй четверти XX века, которое получило название от международной Выставки декоративного искусства "Internationale des Arts Decoratifs Industriels et Modernes" в Париже в 1925 году

.

Общая характеристика стиля Арт-деко
Арт-деко - это стиль звезд, это скругленные, "обтекаемые" формы мебели, хромированные ручки на деревянных мебельных фасадах, скульптурные композиции женских фигур в экспрессивных, почти неестественных позах, и экзотические природные материалы в отделке - слоновая кость, змеиная кожа, кожа ската или крокодила. И вместе с тем его приверженцы считают, что форма и цвет важнее декора; при этом используются абстрактные мотивы и яркие, экспрессивные цвета.Смешение элементов ампира, архаики египетского искусства, индийской экзотики и африканского искусства

.

Для арт-деко характерно использование разных элементов декора интерьера. Это яркие, смелые, иногда дерзкие, оригинально подобранные цветовые сочетания. Дизайн интерьера, выполненного в стиле арт-деко, - это сгруппированные отдельно взятые стильные вещи: мебель, керамика, ткани, изделия из дерева или бронзы.

Последний шикарный стиль европейских столиц.

История стиля Арт-деко

.
На заре своего зарождения, стиль арт-деко получил широкое распространение в таких странах, как США, Франция. Кроме того, широко использовался и в других крупных европейских странах. Итак, стиль арт-деко гармонично сочетает в себе классические мотивы, прямолинейность и в то же время ассиметричность.

До того, как этот стиль получил свое нынешнее название, его называли не иначе, как "джазовый модерн", "зигзаг модерн", "абстрактный модерн", "обтекаемый модерн". Следует отметить, что последним термином наиболее часто обозначали формы, которые основывались на обтекаемости силуэтов кораблей, самолетов и автомобилей

.

Уже к концу первого десятилетия XX века т.н. "абстрактный" модерн открыто конкурирует с конструктивизмом с его эстетикой целесообразности и строгих утилитарных форм, очищенных от декоративности "растительного" модерна. Двадцатые годы - время поисков и экспериментов в области архитектуры и искусства бытовой вещи в их неразделимой общности.

Дизайн арт-деко являлся основой почти всех домашних интерьеров в 20-х30-х годах. Простота и геометричность стиля открыли эпоху массового производства мебели, сделав ее доступной. Именно в эти годы были созданы практически все образцы мебели XX века

.

Особенности стиля Арт-деко
Стиль арт-деко вернулся в Европу в 1990-е и стал весьма популярен. В последнее время профессиональные дизайнеры внесли поправку в идеологию стиля арт-деко. В отличие от аскетичной эстетики 20-х голов прошлого века, теперь это - стиль роскоши, богатства, причем технические достижения и вполне традиционные дорогие материалы, и качество отделки в нем уравниваются - и то, и другое ценно тем, что просто очень дорого стоит.

В то же время, образ, создаваемый таким интерьером, вовсе не "жизне-строительный", а жизне-украшающий: он обладает качествами очень прямой выразительности, играющий на простительном и своеобразном тщеславии человека - демонстрировать капитал, которого стоит.


Этому стилю характерны легкость и изящество. В целом стиль Арт-деко можно рассматривать как последнюю стадию развития искусства периода Модерна или как переходный стиль от Модерна к послевоенному функционализму, дизайну "интернационального стиля".


Это подтверждают использование в этом великолепном стиле извилистые линии, сочетание экзотических и простых материалов, а также изображение фантастических форм и существ. А также стиль арт-деко использует формы волн, зигзагов, раковин, фантастических драконов, лебединых изгибов шей, а также великолепных женщин. Также арт-декор называют художественным стилем, который соединяет несовместимое. Вообще, стиль арт-деко отрицает какое-либо проявление аскетизма и минимализм. Кроме того, арт-деко ориентирован на идеалы прошлого. Этому стилю присуща роскошь, а также нередко здесь используется гармоничное сочетание экзотического и примитивного искусства.


Интерьеры, оформленные в стиле Арт-деко, производят впечатление суммы отдельных компонентов, группировки "стильных вещей" из дорогих экзотические материалов: слоновая кость, черное - эбеновое дерево, перламутр, бриллианты, шагреневая кожа и т.д

.

Интерьер Арт-деко современно и необычно сочетает восточные мотивы, элементы старины, совершенно разные материалы вместе с новыми шедеврами искусства первой половины ХХ века, особое предпочтение отдавая кубизму. Это скорее не композиция, а сумма отдельных составляющих. Стиль Арт-деко использует самые разные декоративные элементы в интерьере, яркие и смелые и одновременно исключительно подобранные цветовые сочетания. Для интерьера Арт-деко характерны прямые и ломаные линии, четкость и графичность форм. Из материалов используются ткани, стекло, бронза, керамика, ковры в кубических узорах. В оформлении интерьера используется мрамор, стекло и хромирование для всех видов домашнего оборудования

.

Стены представляют собой ненавязчивый фон для изысканной мебели и скульптуры, поэтому обои с рисунком практически не используются. Чаще всего в интерьерах присутствуют покрашенные однотонной краской стены с ярким трафаретным бордюром из геометрических фигур: окружностей, треугольников, прямоугольников, зигзагов. Один из самых популярных узоров 30-х годов - так называемый египетский полукруг, символизирующий восходящее солнце. Цвет в Арт-деко в основном мягкий, пастельный для стен и темный, почти черный для мебели. Яркие сочные цвета - оранжевый, зеленый, красный в основном присутствуют в орнаментах

. .

Дизайн Арт-деко затрагивал не только архитектуру, мебель и детали интерьеров, светильники, изобразительное искусство, но накладывал отпечаток и на образ жизни. Изобретательность Арт-деко сделала его популярным и в наше время, так как именно эклектичность, а так же разнообразие форм и приемов позволяют успешно реализовать этот стиль в условиях современных интерьеров.




Подобрать синоним к слову арт-деко легко - это эффектность и хороший вкус.

Интерьер в стиле Арт-деко полон противоречий, что, впрочем, вполне соответствует современности; это делает его чем-то похожим на красивую и обаятельную, но весьма капризную и своенравную женщину…


.

11.

Вторая половина девятнадцатого века всецело принадлежала мастерам эклектики. Новые идеи черпали из смешения различных стилей, их повторения. Зрела необходимость создания чего-то принципиально нового, дарующего свободу от связи с историческим прошлым. Так стал зарождаться декоративно-орнаментальный стиль «Ар Нуво» — новое искусство.

В восьмидесятые годы черты стиля «Ар Нуво» стали просматриваться в работах художников, скульпторов. Мастеров вдохновляли растения. Именно флористический орнамент стал ключевым элементом стиля «Ар Нуво» , сделал его хорошо узнаваемым.

Вышивка Германа Обриста «Удар бича».

Эталоном стиля стали плавные изогнутые линии вышивки Герман Обриста под названием «Удар бича». Новое искусство полностью отрицало формы архитектурных стилей прошлого, вдохновляло на поиски новых причудливых декоративных форм, имеющих вид подвижных растительных мотивов, волнообразных и изогнутых линий. Линии зрительно сливались с элементами конструкций, органично сочетая в себе веяния Востока и стремление к конструктивности. В отделке отдавалось предпочтение стилизованному растительному и животному узору, линии которого мягко изгибались, были плоскими. Эти образы нельзя было сравнить с произведениями натурализма или историзма. Скорее они напоминали позднеготические формы и японскую живопись. Все эти черты очень быстро оформились в новый стиль, имеющий целый ряд отличительных признаков.

Стиль стремительно развивался и вскоре стал чрезвычайно популярным. Широкое распространение он получил не только в таких областях, как живопись и архитектура. Мастера оформляли помещения в стиле «Ар Нуво» , делали мебель и предметы быта.

Стоит отметить, что название «Ар Нуво» — по происхождению французское – является международным и наиболее известным. Однако в разных странах он получил разные имена. Так в России это был «Модерн», Германия дала ему имя «Югендстиль», Италия «Либерти», в Шотландии он известен как «Макинтош», а в США – «Тиффани».

Архитектор Виктор Орту

В архитектуре главенствовали текучие формы. Такой прием позволял возводить металлоконструкции в виде зарослей фантастических цветов. Основным отличием архитектуры модерна являлось сочетание эстетической красоты, создаваемой при помощи природных линий, с функциональностью здания. Первопроходцем направления в архитектуре можно считать бельгийского архитектора Виктора Орту. Именно он создавал проекты из металла и стекла, придавая железным несущим конструкциям форму фантастических растений.

Архитектор Эктор Гимар

Архитектор Эктор Гимар

Во Франции стиль получил распространение благодаря Эктору Гимару, спроектировавшему парижское метро. Полное отрицание всех представлений об архитектуре — в работах . Среди примеров — дом Мила Гауди в Барселоне. Архитектор успешно реализовал принцип архитектуры, сливающейся с природой. Создается впечатление, что автором проекта выступает сама природа. Стирая грани между архитектурой и скульптурой, он создает потрясающую фантастическую среду, архскульптуру. Таков его Собор Святого семейства в Барселоне, который так похож на живой организм.

Архитектор Фёдор Шехтель

Архитектор Фёдор Шехтель

Интереснейшей особенностью модерна является использование треугольных орнаментов, редкое сочетание овала с треугольником. Яркий пример применения такой техники МХАТовская «Чайка», декоративные решетки и приемы Фёдора Шехтеля, который превращает овал-треугольник в спираль. Подобное сочетание – уникально. Вообще овалы и трансформированные овалы в подобии (резанные, симметрично наклоненные, овальные сетки для частей овалов – невидимые овалы) лежат в основе, так называемой, линейности стиля «Ар Нуво» . Они же являются подтверждением его органичности — эллипс вызывает наименьшее раздражение.

Стоит отметить, что стиль «Ар Нуво» имитирует не только внешние формы всего живого, но и его поведение. Такая, во многом еле уловимая, «организменность» является, пожалуй, одним из главных его признаков. Здесь стоит снова вернуться к произведениям и вспомнить его «дом-организм». Есть и другие – более локальные приемы. Например, прием самообвивания. Это самый распространенный способ изображения линий.

При внимательном изучении самых разных произведений искусства, выполненных в стиле «Ар Нуво» , замечаешь присущую лишь данному направлению характерную черту. Это некое мировоззренческое проявление – неживое наделяется жизнью, живое – мертвое и застывшее. От этого становится немного жутковато.

Модерн прекрасен не только в восприятии как единое целое, но и в деталях. Примером может служить прием вытягивания из воображаемой очень густой тонкой, пронизанной волокнами среды. Скрученные предметы, вытянутые таким образом выглядят загадочными и немного пугающими.

Если говорить о пропорциях, то объемы и формы стиля характеризуются небольшой растянутостью, которая, вероятно присуща органическому росту. А принцип образования формы строится на природной геометрии.

Если говорить о цвете в стиле «Ар Нуво» , то он построен на диссонансных парах. Так, оранжевый сталкивается с фиолетовым в серой оправе или пару коричневому составляет белый. По фактуре такому цветовому строю соответствует бронза с темной тонировкой, дерево ореховое и красное, цветной мрамор и, конечно же, фиолетово-синяя глазурь.

Развитие стиля привело к возникновению нескольких его направлений:

1. Неоромантизм, вобравший в себя черты романского и готического стиля.
2. Неоклассический стиль (опирающийся больше на классику – пропорции, гармонию).
3. Рационализм, характеризующийся использованием простых форм, причисляемый в России к авангарду (более позднему стилю).

Следует отметить, что некоторые специалисты в области истории архитектуры полагают, что вышеперечисленные стили являются самостоятельными, тогда как другие все-таки относят их к разновидностям стиля модерн или «Ар Нуво».

Название «Ар-нуво» не так распространено, как его русский аналог - «Модерн». С одной стороны, кажется, что модерн является классическим минимализмом, где всё лаконично и по-европейски. С другой стороны, ар-нуво является историческим стилем. Но это ошибка, которая давно укоренилась. Если клиент хочет выбрать интерьер вроде модерна, то дизайнеры всегда нужно уточнять, что именно подразумевает заказчик? Одним словом - путаница.

«Модерном» называют современные интерьеры не только обыватели. В статьях по дизайну специалисты тоже зачастую применяют именно данное слово. В мебельных каталогах мы его тоже постоянно видим. Видя масштабы напутанного, мы пришли к выводу, что нужно пролить свет на ситуацию, и рассказать читателям, что такое модерн в интерьере.

Модерн - это исторический стиль, который зародился в конце XIX века. Однако он почти сразу уступил пальму первенства стилю Ар-деко, основанному на модерне. Удивительно, но стиль во многих странах получил своё имя. В строгой Германии - «Югендстиль», в Италии - «Либерти», в Шотландии - «Макинтош». В США он прославился под гордым именем «Тиффани». Международное же название закрепилось за «Ар-нуво» (от французского «Art Nouveau»).

Почему же мы выбрали именно слово «Модерн»? Этому есть простое объяснение, по-английски “modern” значит «современный, новый». Когда к нам везли каталоги с мебелью, то продавцы не стали долго ломать голову, а просто использовали кальку со слова. Ведь и так звучит красиво, загадочно. Чья-то ошибка дала не совсем точное название стилю.

История стиля модерн

Если сказать, что вторая половина XIX века была богата на открытия в мире искусства, то это будет не совсем правдой. Главенствовала эклектика - смесь черт предыдущих стилей. Но народ жаждал нового, иного, того, чего ещё не было. И в нужный момент родился новый архитектурный стиль .

Мы можем проследить новые черты в работах самых разнообразных мастеров, все хотели отдать должное веянию новорожденного стиля: художники, ювелиры, скульпторы, а так же многие другие деятели изобразительных искусств. Главный источник для вдохновения - флора. Орнаменты растительного мира явились основополагающей деталью. Стоит особо отметить вышивку Германа Обриста под названием «Удар бича». Её значение превратилось в своеобразный культ. Плавные волнистые линии стали эталоном.

Стиль сразу завоевал своё место в сердцах любителей прекрасного, стремительно развивался и распространялся. Он вышел за пределы живописи и архитектуры, выразив себя в оформлении книжных обложек, самой разнообразной мебели, а так же в предметах быта. Вот тогда и получилась структурированная система новых черт с присущими им характерными признаками.

Расцвет стиля пришёлся на начало XX века на Парижской всемирной выставке. О нём узнали все, и его ожидало ещё одно десятилетие триумфа. Однако в 1910 его влияние начало ослабевать. Всему виной - сгущающиеся тучи над ситуацией в мире, и такая ярко выраженная декоративность, плавность и женственность начала сдавать свои позиции. Но стилю было суждено возродиться с новой силой в ар-деко.

Энергия ар-нуво, или модерн в интерьере

Какие основные черты ар-нуво, который иногда называют модерном? Самые разнообразные изогнутые линии - без них стиль не может существовать. Умело выполненные линии придают и громоздким предметам волшебную невесомость на вид.

Мотивы флоры во всём, - тоже явный признак ар-нуво. Птицы (павлиний хвост), и вьюнки, и волны, всё красивое, плавное. Обильные орнаменты, повторяющие совершенство природных форм, тоже являются отличительной чертой стиля. Вышеперечисленные узоры присутствуют на ткани, на мебели, и т.д.

Особую прелесть модерну придаёт ассиметричность. Симметрия прекрасна, но в данном стиле она нарушается с целью придать неповторимость, уникальность предмету или интерьеру. Ассиметричность должна быть предельно гармоничной.

В модерне, помимо орнамента, всегда должна присутствовать ещё одна отличительная черта - арки. Они придают помещению изящность, уют, ощущение завершенности мысли в создании интерьера. Арочная форма может присутствовать везде: проёмы, камины, спинки кроватей, в общем, везде, где только можно.

В модерне много внимания уделяется сложному дизайну проёмов, полупроёмов и перегородок. Их вид поразит воображение гостей.

Витражи - одни из любимейших предметов декора в ар-нуво. Ими украшены двери, окна, мебель, потолки, лампы. Теперь понятно, почему в США стиль именуется Тиффани, - в честь гениального дизайнера по стеклу.

Роскошь лестниц стиля «модерн» ласкает наш взгляд. Перегородки и лестницы предельно красивы. Их линии волнистые под стать орнаментам ар-нуво.

Дизайн интерьера в стиле модерн

Каждый уважающий себя дизайнер хочет поработать в этом стиле. Тут смешаны история, шик, свобода для фантазии, переиначивание некоторых деталей на современный лад. Результаты работ приводят в восторг. Но, увы, данный стиль является весьма затратным. Мебель стоит дорого, материалы тоже дешевыми не заменить… Так же он смотрится лишь в просторных помещениях, так как ассиметричности и богатству нужен размах.

Поговорим о некоторых деталях модерна.

Цвет в интерьере ар-нуво, югендстиля и модерна

Оттенков, которые уместны в ар-нуво, совсем немного. В интерьерах мы видим цвет тёмного дерева, песочный. Как фон используется белый, благородный бежевый.

С палитрой надо быть осторожным. Как правило, дизайнеры разнообразят интерьеры другими природными оттенками. Это травянисто-зелёный, или цвет серых камней. Узкий спектр расцветок вполне дополним золотистым, бронзовым, редких случаях даже серебряным.

Отделка помещений в стиле модерн

В помещениях в стиле модерн или ар-нуво наиболее применимый материал - это дерево. То, что из него делают пол, логично (например, паркетная доска). Для стен применяются специальные панели. Проёмы, как и во многих других стилях, конечно, тоже выполнены из дерева. Но не только дерево и стекло уместны в ар-нуво. Каменная плитка тоже хорошо вписывается в общую картину. Перила лестниц, как правило, кованые.

Орнаменты пола и стен, которые напоминают удары бича, в ванной бывают часто выложены мозаикой. Орнаментальная роспись на стенах тоже приветствуется. Обои могут быть фактурными, а так же с орнаментом цветов.

Мебель для интерьера в стиле модерн

Она может быть только деревянной, дорогой и увесистой. Но и металл тоже может подчеркнуть очарование стиля, так как может принимать разнообразнейшие формы, а для ар-нуво это то, что и требуется. Любая тяжелая мебель получает в ар-нуво оригинальные арочные формы. Кстати, многие полки в шкафах должны быть открытыми.

Витражная роспись, а так же пескоструйный рисунок прекрасно впишется гарнитуры ар-нуво.

Текстильный стиль в интерьере ар-нуво, и особые предметы декора

Шторы - удобный материал, из штор можно создавать любые ассиметричные формы. Ламбрекен лучше сделать волнистым. Гардинам подобает быть непременно роскошными. В случае, если в помещении использовано много предметов с орнаментом, то ткань штор будет однотонной. Но растительный орнамент будет смотреться на них более органично.

Звучит удивительно, но в интерьерах ар-нуво предметов декора не так много. Витражные светильники а-ля Тиффани (витражные), такие же вазочки, картины с соответствующими мотивами, арочная форма зеркал, статуэтки, - всё это придаст помещению ощущение атмосферы ар-нуво.

Чтобы не забывать, что мы использовали исторический стиль, можно дополнить комнату старинными часами, фотографиями со специальным состаренными рамками, и другими винтажными предметами.

Стиль модерн в интерьере видео