Какими, согласно Витрувию, должны быть кариатиды? Кариатида – это архитектурный элемент, который популярен в любом стиле Колонны кариатиды

Стоят они, навеки, уперши лбы в беду,
Не боги - человеки, привычные к труду.
И жить ещё надежде до той поры, пока
Атланты небо держат на каменных руках.

А.Городницкий, «Атланты», 1963.

Кариатида - скульптурное изображение женской фигуры, заменяющее колонну или пилястру, предназначенное для поддержки антаблемента или свода крыши. Происхождение термина связывают с мифом о греко-персидских войнах, который гласит о том, что вся мужская часть населения пелопонесского города Карий была перебита, а женская - увезена в рабство. Поэтому мраморная кариатида, несущая на своих плечах непосильную тяжесть, стала символом рабства и напоминанием о наказании карийцев.

Принято считать термин «кариатида» собирательным названием, однако в архитектуре в то же время используется название канефора - женская скульптура с корзиной плодов или цветов на голове. Она изображает древнегреческую деву с жертвенными дарами, принимавшую участие в празднествах в честь богини Артемиды, Деметры-Цереры, Диониса-Вакха.

В античном зодчестве также использовались скульптурные изображения мужчин - атлантов (Древняя Греция) и теламонов (Древний Рим). Статуи олицетворяли мифологических титанов, поддерживающих небесный свод и в наказание за борьбу с олимпийскими богами обращенных в камень.

Первые, дошедшие до нашего времени, кариатиды украшали шести колонный портик Эрехтейона в афинском Акрополе, также известные как античные кариатиды часовни нимфы Пандросы.

В разные века интерес к использованию атлантов в декоративной отделке зданий то угасал, то вновь возрождался. Изготовление скульптуры можно неизменно встретить практически во всех архитектурных стилях и течениях, что отчетливо прослеживается на примере памятников зодчества Санкт-Петербурга.

Барокко

Одним из наиболее ярких примеров этого периода можно считать использование кариатид и атлантов в оформлении внешнего убранства Екатерининского дворца, построенного в 1751 – 1756 годах по проекту архитектора Ф.-Б.Растрелли. Скульптурные композиции украшают центральную часть главного фасада. Первый этаж декорирован фигурами атлантов, а окна второго - обрамлены изваяниями кариатид, что подчеркивает парадность и пышность барочных форм.

Классицизм

Фигуры атлантов встречаются на северном фасаде Инженерного (Михайловского) замка, построенного в 1797-1801 годах по проекту архитектора В.И.Баженова. Традиционно их называют теламонами. Фасад венчается высоким аттиком с балюстрадой, который поддерживают шесть фигур атлантов.

Ампир

Необычное решение найдено архитектором А.Д.Захаровым при постройке Главного Адмиралтейства (1806-1823 гг.). Кариатиды предстали перед зрителем в образе «нимф, несущих небесную сферу». Две группы скульптур симметрично обрамляют въездную арку центральной башни Адмиралтейства.

Неоренессанс

Дом штаб-ротмистра И.В. Пашкова (Литейный пр., 39), построенный в 1841-1844 годах по проекту архитектора Г.А.Боссе, знаменит четырьмя кариатидами у парадного подъезда. Женские фигуры установлены на прямоугольных колонах и поддерживают открытый балкон второго этажа.

Необарокко

В оформлении фасадов дворца князей Белосельских-Белозерских, построенного в 1846-1848 годах по проекту архитектора А.И.Штакеншнейдера, поясные изваяния атлантов играют доминирующую роль. Шестнадцать фигур довершают портики колонн и пилястр коринфского ордера, при этом на набережную Фонтанки выходит фасад с шестью атлантами, на Невский проспект - с восьмью, а на Аничков мост смотрят еще два изваяния.

Эклектика

Дом Ратькова-Рожнова (1884 год, арх. М.Ф.Петерсон, П.Ю.Сюзор), выходящий на набережную канала Грибоедова, был перестроен для создания «Пассажа». Благодаря этому его фасад получил пышное декоративное убранство. Внимание привлекают сдвоенные кариатиды, поддерживающие эркер, симметрично установленные над боковыми балконами. Полуобнаженные женские фигуры, смотрящие друг на друга, являются лаконичным продолжением лепных кронштейнов.

Модерн

При постройке собственного доходного дома (1908-1909 гг.) техник В.С.Шорохов остановился на достаточно скромном, но оригинальном наборе декоративных элементов на фасаде. Главный вход украшен небольшим барельефом и двумя изображениями вазы. Весь остальной декор представлен четырьмя крылатыми кариатидами на уровне пятого этажа.

Неоклассицизм

Кооперативный дом 3-го Петроградского товарищества собственников квартир, расположенный на Каменноостровском проспекте 73-75, был построен в 1913-1914 гг. под руководством двух архитекторов: И.И. Яковлева и А.И. Зазерского. Здание выделяется своими неоклассическими формами, а также парадным двором-курдонёром. Углы фасадов довершают установленные друг напротив друга две пары кариатид - задрапированные женские статуи, подпирающие головами балконные выступы.

Сталинский ампир

В эпоху сталинского ампира (сталинского неоклассицизма) кариатиды использовались редко и подчас принимали необычную форму. Одним из ярких примеров могут служить жилые дома Сталепрокатного и проволочно-канатного завода на Большом проспекте Васильевского острова 87-89, построенные в 1950 году по проекту архитектора И.М.Чайко. Въезд во двор обрамляют два портика пилонов, увенчанных фигурами мифических животных. Скульптуры представляют собой гибрид пегаса и морского коня гиппокампуса.

Вне зависимости от стиля кариатиды и атланты являются выразительным средством художественного оформления экстерьеров зданий, колонн, арок , оказывая влияние на восприятие целостности архитектурного ансамбля.

1. Жрицы храма Артемиды в Карии (область Лаконика).

2. Колонны в виде женских задрапированных фигур, поддерживающие крышу или поперечные балки. Были распространены в античной архитектуре и европейском зодчестве 17-19 вв. Наиболее известные кариатиды античного времени - в портике Эрехтейона (афинский Акрополь) и в сокровищнице сифносцев в Дельфах. Витрувий передает легенду, согласно которой карийцы выступили на стороне персов против греков, и когда последние одержали победу, то истребили всех мужчин в Карии, а женщин угнали в рабство; с тех пор архитекторы изображают кариянок под ношей вечного искупления.

Замечательный образ "павшей кариатиды" воплотил Роден.

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

  • - колонны в виде женских фигур, поддерживающие выступающую часть здания: ஐ "...с довольно интересными ножками - они напоминали кариатид.....

    Мир Лема - словарь и путеводитель

  • - Каріатиды - изображеніе людей, поставленныхъ для украшенія и поддержки балконовъ, выступовъ и т. п. вмѣсто колоннъ. Ср. .....

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - КАРИАТИДЫ мн., ж. cariatides pl., f. <гр. karyatides карийские девы, жрицы храма Артемиды в Карии. БАС-1. Вертикальная опора в виде женской фигуры. поддерживающая балочное перекрытие. СИС 1985...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - женские фигуры, статуи, поддерживающие карнизы зданий вместо колонн или столбов...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Кариатиды" в книгах

1. Кариатиды и парки

Из книги Книга 1. На рубеже двух столетий автора Белый Андрей

1. Кариатиды и парки Среда подалась с первым мигом сознания; я, наблюдательный, скрытный и тихий ребенок, не видящий вовсе детей, изучающий мужей науки, я рос одиноким «подпольщиком»; квартирочка - маленькая; детская и гостиная, полная взрослых, так сближены были, что я из

Глава 22. Атланты, Кариатиды и… прислонившиеся

Из книги Романовы. Ошибки великой династии автора Шумейко Игорь Николаевич

Глава 22. Атланты, Кариатиды и… прислонившиеся Это перенесение свободы (политического) выбора возлагает на царя, вождя совершенно особую меру ответственности. Нести на своих раменах возложенные политические свободы миллионов соотечественников – миссия, конечно,

Кариатиды

Из книги Русские поэты второй половины XIX века автора Орлицкий Юрий Борисович

Кариатиды Между окон высокого дома, С выраженьем тоски и обиды, Стерегут парчевые хоромы Ожерельем кругом карьятиды. Напряглись их могучие руки, К ним на плечи оперлись колонны; В лицах их – выражение муки, В грудях их – поглощенные стоны. Но не гнутся те крепкие

Наши заказчики и партнеры регулярно задают вопрос, почему наша копания называется Кариатида? Что значит Кариатида?

Это потому что с нашей точки зрения Кариатида это кульминация в строительстве двух базовых понятий ЭСТЕТИКИ и ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ, кроме того очень часто Кариатиды стоят именно на фасаде.
Почему Эстетика? - скажите а что может быть прекраснее женщины?
Почему функциональность? - а что может быть функциональнее несущей колонны? Именно на них держится почти любое здание. Сложно найти здание которое может обойтись без несущих колонн.
Кариатиды это красивейшие двушки которые с древних времен держат на своих плечах (руках) части конструкций здания. В нашем понимании лучшие здания это именно те в которых все элементы считают в себе красоту и функциональность.

Словарная справка

Кариатиды, греч. архитект., женские фигуры, без рук, в длинной одежде, служащие для поддержания частей здания преимущ. с лицевой стороны, вместо колонн и пилястров. В новейш. искусстве К. назыв. и мужские фигуры такого же рода (правильнее атланты).
(Брокгауз и Ефрон)

Кариатида (от греч. karyаtides , буквально — жрицы храма Артемиды в Кариях в области Лаконика в Древней Греции) скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в архитектурном сооружении (или образно выражает эту функцию, декорируя конструктивную опору). К. были широко распространены в архитектуре античности и европейской архитектуре 17—19 вв.
(Большая советская энциклопедия)

КАРИАТИДА (греч., от собств. им. города). Статуя одетой женщины, употребляемая вместо столба для поддержки антаблемента.
(Словарь иностранных слов, Чудинов А.Н. 1910)

КАРИАТИДА греч. karyatis, idos, по имени города Карий Женская статуя без рук, в длинной одежде, употребляемая для поддерживания сводов вместо столбов и пилястров.
(Объяснение иностранных слов, Михельсон А.Д., 1865)

КАРИАТИДЫ (гр. karyatides карийские девы) архит. вертикальная опора в виде женской фигуры, поддерживающая балочное перекрытие.
(Новый словарь иностранных слов. EdwART, 2009)

по-английски caryatid
по-немецки karyatide
по-французски cariatide, caryatide
по-итальянски cariatide, canefora
по-испански cariátide
по-украински каріатиди, -тид

И несмотря на то что некоторые авторы словарей утверждают что Кариатиды это женщины ОДЕТЫЕ и БЕЗ РУК. Мы все же утверждаем (так как коллекционируем изваяния Кариатид) что Кариатиды это женщины с руками и часто полуобнаженные а иногда и совсем без одежды, что несомненно делает их еще более привлекательными.

Фотографии разных Кариатид.

Наши заказчики и партнеры регулярно задают вопрос, почему наша копания называется Кариатида? Что значит Кариатида?

Это потому что с нашей точки зрения Кариатида это кульминация в строительстве двух базовых понятий ЭСТЕТИКИ и ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ, кроме того очень часто Кариатида стоят именно на фасаде.

Почему Эстетика? - скажите а что может быть прекраснее женщины?

Почему функциональность? - а что может быть функциональнее несущей колонны? Именно на них держится почти любое здание. Сложно найти здание которое может обойтись без несущих колонн.

Кариатиды это красивейшие двушки которые с древних времен держат на своих плечах (руках) части конструкций здания. В нашем понимании лучшие здания это именно те в которых все элементы считают в себе красоту и функциональность.

Словарная справка.

Кариатиды, греч. архитект., женские фигуры, без рук, в длинной одежде, служащие для поддержания частей здания преимущ. с лицевой стороны, вместо колонн и пилястров. В новейш. искусстве К. назыв. и мужские фигуры такого же рода (правильнее атланты).

(Брокгауз и Ефрон )

Кариатида (от греч. karyаtides, буквально — жрицы храма Артемиды в Кариях в области Лаконика в Древней Греции) скульптурное изображение стоящей женской фигуры, которое служит опорой балки в архитектурном сооружении (или образно выражает эту функцию, декорируя конструктивную опору). К. были широко распространены в архитектуре античности и европейской архитектуре 17—19 вв.

(Большая советская энциклопедия )

КАРИАТИДА (греч., от собств. им. города). Статуя одетой женщины , употребляемая вместо столба для поддержки антаблемента.

(Словарь иностранных слов, Чудинов А.Н. 1910)

КАРИАТИДА греч. karyatis, idos, по имени города Карий Женская статуя без рук , в длинной одежде, употребляемая для поддерживания сводов вместо столбов и пилястров.

(Объяснение иностранных слов, Михельсон А.Д., 1865)

КАРИАТИДЫ (гр. karyatides карийские девы) архит. вертикальная опора в виде женской фигуры, поддерживающая балочное перекрытие.

(Новый словарь иностранных слов. EdwART, 2009)

по-английски caryatid

по-немецки k aryatide

по-французски cariatide, caryatide

по-итальянски cariatide, canefora

по-испански cariátide

по-украински каріатиди, -тид

И несмотря на то что некоторые авторы словарей утверждают что Кариатиды это женщины ОДЕТЫЕ и БЕЗ РУК. Мы все же утверждаем (так как коллекционируем изваяния Кариатид) что Кариатиды это женщины с руками и часто полуобнаженные а иногда и совсем без одежды, что несомненно делает их еще более привлекательными.

Фотографии разных Кариатид.














В эллинистической культуре «кариатида» - это дева Карии, знаменитого храма Пелопоннеса. Карий был посвящен богине Артемиде. Как Кариатиды, она радовалась, танцуя среди ореховых деревьев в городе Карии. В это время девы в восторженном хороводе несли на головах корзины со свежесрезанными камышами. Они изображали танец растений.

Римский архитектор Витрувий предпологал, что кариатида - это рабыня. Витрувий видел, как они используются в виде столбцов в ионической архитектуре. Но сама кариатида - это эволюционировавшая персидская колонна. У персов, правда, использовались для поддержки зданий животные.

Эрехтейон

Шесть самых известных кариатид поддерживают крышу ложного южного крыльца Эрехтейон на Это здание было построено Периклом предположительно между 421-406 годами до н. э. для размещения древней деревянной культовой скульптуры Афины. Он также служил центром почитания Эрехтея (мифического царя Афин) и его братьев, в том числе и Посейдона.

У этих кариатид одежда имеет мокрый вид и прилипает к телам. Положения ног и бедер смелы и динамичны. Три из них стоят, опираясь телом на правую ногу, а другие - на левую. Прически также важны. Они, тяжелые и громоздкие, призваны укрепить самое ненадежное место - шею фигур, на которую падает большая нагрузка. Руки скульптур, к сожалению, были утрачены. По сохранившимся римским копиям можно увидеть, что правая рука держала мелкие сосуды для возлияний, а левая поддерживала и слегка приподнимала их одежду. Предполагается, что они вырезаны разными скульпторами в мастерской Алкамена, ученика Фидия. Интересно, что это крыльцо стоит над мифической могилой царя Кекропа. Возведение кариатид, возможно, были данью его памяти. Сейчас на крыльце стоят их копии. Пять оригиналов кариатид находятся в музеях Акрополя, где их можно осмотреть со всех сторон, а шестая - в Британском музее в Лондоне. Подводя итог экскурсу в историю, можно сказать, что кариатида - это в архитектуре декоративный элемент колонны, который может иметь также несущую функцию.

Ренессанс и после него

В это время их стали применять в интерьерах при строительстве каминов. В период барокко они появляются в Шотландии как резное украшение над камином в большом зале замка Мичеллс.

В позднем немецком барокко кариатиды находятся в замке Сан-Суси Фридриха Великого в Шлоссе. Статуя одетой женщины также стала использоваться в качестве ножек для столов, полочек и подсвечников.

Стиль ампир не обошел вниманием этот декоративный элемент. Воображение художника продолжала занимать мысль о прекрасной женщине, которая несет свод неба.

В 1881 году Огюст Роден изваял из камня упавшую под тяжестью фигурку кариатиды. Он единственный увидел, как тяжела для девушки ноша, которая все-таки пытается встать.

Мужской двойник кариатиды

У него два наименования: теламон и атлант. Первое название, точнее имя, означало «опору» или «поддержку». Это был мифический сын Эака и Энеиды. Он был царем Саламин. Этот силач сидел на веслах, когда аргонавты шли за руном, он участвовал в Калидонской охоте на дикого вепря, не дававшего покоя всей округе, которого победил Тезей.

Атлант же - это могучий титан, который держит на плечах небесный свод. Посильна ли такая ноша ему? Как бы она ни была тяжела, мужество и терпение позволяют ему ее удержать. В греческой мифологии его обратили в камень или скалу.

Парные скульптуры

Атланты и кариатиды украшают фасады зданий, поддерживают балконы, выполняя эстетическую функцию. Особенно хороши атланты, поддерживающие портик Нового Эрмитажа в Петербурге. Первоначально, по замыслу архитектора Л. Кленце, его должны были поддерживать кариатиды. Но этот проект был отвергнут, и через восемь лет, в 1848 году, А. И. Теребенев создал десять скульптур атлантов из темного гранита, добытого в месторождении на Ладожском озере.

Они стоят на постаменте из карельского крупнозернистого гранита. Работа над скульптурами шла в течение двух лет. У скульптора первичной обработкой камня занималось примерно сто пятьдесят каменотесов. Законченная работа вызвала всеобщее восхищение. Атланты и кариатиды характерны для стиля классицизм. Частым отличием является то, что атланты поддерживают антаблемент руками, а кариатиды несут его на голове. Уточним понятие "антаблемент".

Архитектура: элементы зданий

Французское слово «антаблемент» означает перекрытие, сделанное из балок. Оно состоит из архитрава, фриза и карниза. В архитектуре архитрав имеет два значения:

  • перекладина, которая укладывается между колоннами или проемами окон, она находится сверху;
  • та же перекладина, которая уложена на украшенные различными ордерами, то есть каноническими рисунками.

Современное использование кариатид

Эллины вдохновлялись при создании кариатид девушками из Кария. Одетые в одежды, их скульптурные изображения поддерживали здания. Эта традиция продолжается.

Но зачастую в стоящей на уровне своего века архитектуре вместо мрамора или камня используется бетон, стеклокомпозит. Во внутренних помещениях применяется дерево или гипс.

На нынешний день и атланты, и кариатиды востребованы в современной архитектуре. Эклектика, модерн, неоренессанс - они возможны везде. Рамки стиля их не стесняют. Мысль художника, который их использует, не замыкается, а черпает вдохновение в традиции, идущей через тысячелетия.

Их имена встречаются редко, но это не помешало противостоять векам. Изваял их из мрамора Алкаменис.

Шесть сестер родились, когда построили на Акрополе их дом, Эрехтейон. Строительство началось в 421 г. до н.э., в мирное время для Афин, но его судьба неразрывно связана с судьбой города. Работа остановилась после довольно трагичной Сицилийской экспедиции в 413 г. до н.э. и возобновилась в 409 г. до н.э. после новых побед, которые дали толчок боевому духу афинян.

Пять Дочерей, как их называют, поддерживали антаблемент, проводя свое время на южном балконе, любуясь Парфеноном и Афинами.

Кариатидами их назвали намного позже. Римский архитектор Витрувий говорил, что их бабушками были женщины из города Карион, то, что в Лаконии, во временами персидских войн, но это может быть и лаконисские девственные танцовщицы, которые танцевали в честь богини Артемиды.

Кариатис - танец только этой местности, который нигде больше не исполнялся и техника его исполнения сложная.

Правда теряется во времени, но их красота несравненна!!!

Кариатиды презирают анорексию нашего времени. Они крепкие и, и при том, воздушные. Они выглядят по-разному, и каждая из них уникальна. Их тела прорисовываются и дышат под рифлеными дорическими складками хитонов, являя нам неуловимую игру скрытого и открытого, с голыми плечами и сочными телами. Их волосы длинные, слегка подвязаны.

Кариатиды. Новый музей Акрополя. Фото с сайта - trikkipress.gr

Кариатида. Новый музей Акрополя. Фото с сайта - www.enet.gr

Даже в университете штата Коннектикут прически Кариатид, которые у всех девушек разные и позволяют оттенять красоту шеи девушек, стали темой лекции по истории искусства.

Счастливые дни завершились. Эрехтейон был сожжен, разграблен. Он был храмом в ранние христианские времена, франкским дворцом, помещением для гарема гарнизона Османской Турции.

В 1827 году во время осады Афин, одна из Кариатид раскололась во время бомбежки. И спустя несколько лет, лорд Элгин взял еще одну и отправил её в Лондон… Чтобы никогда не вернуть, чтобы навсегда разлучить сестер. В течение многих лет государство пытается вернуть одну из Кариатид.

Кто знает, может чудо свершится?

В 1975 году здание было восстановлено. Действительно, это первый из памятников Акрополя, который был восстановлен. Но все пять Дочерей не выдержали загрязнения атмосферы. Таким образом, их отправили в музей и для сохранности изолировали в стеклянной комнате с азотом.

Тридцать два года они задыхались в музее. А в 2007 году их перевезли в другой, большой и самый лучший, .

Кариатиды. Новый музей Акрополя.. Сизинцева

Кариатиды. Новый музей Акрополя. Фото с сайта - сайт / E. Сизинцева

Через несколько дней после прибытия, они опять были помещены на балкон. Даже разбитая статуя заняла своё место. Археологи нашли её фрагменты и смогли восстановить.

Только вывезенная статуя отсутствует…

Теперь за Кариатидами ухаживают специалисты, используя в работе специальные инструменты, и применяют лазерный метод обработки скульптур.

Кариатида. Новый музей Акрополя. Фото с сайта - drasi.skai.gr